Форма | Пример | Применение |
Инфинитив | читать, писать | Обозначение действия без указания на время и лицо |
Настоящее время | читаю, пишешь | Описание текущих действий |
Прошедшее время | читал, писала | Рассказ о завершенных событиях |
Будущее время | буду читать, напишу | Выражение предстоящих действий |
- Совершенный (что сделать?) - указывает на завершенность действия: "прочитать"
- Несовершенный (что делать?) - обозначает процесс без указания на завершенность: "читать"
- Я читаю книгу (несовершенный вид - процесс)
- Я прочитал книгу (совершенный вид - результат)
- Я буду читать (несовершенный вид - процесс в будущем)
- Я прочитаю (совершенный вид - завершение в будущем)
Залог | Пример | Характеристика |
Действительный | Рабочий строит дом | Подлежащее само выполняет действие |
Страдательный | Дом строится рабочими | Подлежащее испытывает действие |
- Изъявительное: "Я пишу письмо" (реальное действие)
- Повелительное: "Пиши письмо!" (побуждение к действию)
- Условное: "Я написал бы письмо" (предположение)
Особенности образования:
- Повелительное наклонение образуется с помощью суффиксов -и-, -те-: "говори-те"
- Условное наклонение требует частицы "бы"
- Изъявительное наклонение изменяется по временам
Спряжение | Окончания | Примеры |
Первое | -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют | читать, петь |
Второе | -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят | говорить, смотреть |
- По инфинитиву (неопределенной форме)
- По ударным личным окончаниям
- С учетом исключений (гнать, держать и др.)
Рекомендации:
- Предпочитайте активный залог пассивному
- Используйте конкретные глаголы вместо абстрактных
- Избегайте нагромождения глагольных форм
- Сочетайте разные времена для выразительности
Ошибка | Правильный вариант |
Он ложит книгу | Он кладет книгу |
Я побежу завтра | Я побегу завтра |
Они ездиют на юг | Они ездят на юг |
Правильное использование глаголов делает речь точной и выразительной. Понимание их форм, видов и наклонений позволяет точно передавать оттенки смысла и создавать грамотные тексты.